Этиологический анализ — способ активизации сознания

 

Рис.1. Схема соотношений вводимых представлений  в этиологическом анализе.

Великий Бэкон сказал «знание ‒ сила«. До этого, пораньше и во многих умах закрепилось покрепче,  «многие знания ‒ многие печали» — так сказал царь Соломон. Ни там, ни там не упомянуто понимание. В то же время, многие знания,  без понимания подлинных, точных, проверяемых, или, по крайней мере (!) , обосновываемых  связей между ними,  могут  оказываться сырьём для печали из-за обмана, принятия лжи, миража, фейка за правду, за картинку, за тень действительного состояния дел. Это и происходит, и чаще, чем казалось бы, должно быть в наш, так далеко ушедший от первобытного состояния,  двадцать первый век…  Знание — сила, лишь при понимании связей между ними. НЕ БОЛЕЕ (Рис.2) .

Рис.2 Схема структуры знаний без существования связей между ними (пояснение в тексте).

Отдельные ячейки на рисунке могут быть символом результатов анализа ситуаций, понятий, концепций, исторических событий, литературных произведений, судебных дел, поведения вулкана. Это модель знаний эрудита без понимания связи между отдельными понятиями. Это же может рассматриваться как модель структуры знания, зафиксированного в энциклопедии.

Понимание это процесс установления  смысловых связей между знаниями.

ОНО  приносит удовлетворение, даже когда касается нерадостных вещей, а то и восторг при находке нового вида глубоко запрятанной связи между обыденными, привычными, незаметными «пустяками», «штучками»,  «мелочами», «обстоятельствами», да и заметными: «странностями», «непонятностями», «глупостями», а то и  «неожиданностями»… Попробуйте – вам понравится

Не может не понравиться, ИБО

ПОНИМАНИЕ  ЭТО ГЛАВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СВОЙСТВО

А, в частности,  школьный ЕГЭ – это, скорее,  наоборот – ориентация на полубессвязную память — угадай правильный ответ! Почему-зачем-для чего ОНО. Об этом нужно думать. Где-то, для чего-то, конечно,  полезно.  Учитывайте,  что (цинично  –  но древние греки  – киники  так говорили любую правду) , во всех странах всегда была и вечно будет существовать пирамида   о б р а з о в а н и я   ч е л о в е к а.  В ней сосуществуют «начальное»-«среднее»-«высшее » и ещё более высокие уровни образования, дающие, соответствующее распределение людей в  обществе, определяющее место и перспективы  развития и индивидов и их сообщества. Не может развиваться общество без интеллектуального и морального роста его членов.

Знаний и способностей понимать накоплено человечеством  неизмеримо! Но, распределены они  чрезвычайно неравномерно. Потому не надо удивляться высоким обещаниям скорого  конца света ‒ в который раз за мою жизнь (!),  и убийству любовника после посещения любовницей гадалки, и шайкам подростков, шатающихся по посёлкам, окраинам городов и избивающих прохожих  до убийств (как в небольшом городке  больше ста лет назад, ‒ почитайте «Кондуит и Швамбранию»  Льва Кассиля) напоминаю еще раз ‒ век  XXI, ‒ видно?  Кстати, – если доберётесь прочесть эту замечательную книжку, заметьте детям, чем закончились художества тех хулиганов,  и еще кстати, – как похоже на историю в Европе в прошлом веке.]

Знания не заменяют понимание в любом их количестве и качестве

Более того, понимание,  созидая новое знание, может  опровергать, отрицать, обнулять псевдознания — донаучные,  прочно закреплённые представления о мире, — и делает это.

Выделяют три стадии понимания утверждения. Первая. Ощущение удовлетворения от понятого без возможности то же объяснить другому. Вторая. Существует возможность правильно, развёрнуто, с ответами на вопросы со стороны, изложить и объяснить суть утверждения. Третья — возможность опровергнуть его. Ещё лучше, — дать новый путь для понимания, вместо опровергнутого.

Кто не успевает понимать происходящее, – отстаёт и остаётся  интересным, разве что,  для истории (лысЕнки разных размеров и цветов).  Понимать текущее. Прошлое нужно для понимания жизни сейчас. ЭТО самое интересное, как постоянно идущая перед тобой пьеса, и ты почти на сцене, – она рядом, и ты дышишь воздухом, общим с актёрами и можешь помочь им – или как? только  осторожно, не торопясь, – ты в курсе сценария ? не навреди им и себе. Так или иначе — ТЫ современник СЕГО ДНЯ.

Этиологический анализ, или по первому, более узкому по охвату, варианту — анализ сетей причинно-следственных связей во времени и сознании между исходными факторами, то есть причинами, условиями, законами, обычаями, поверьями, границами возможностей, запретами… И получаемыми  эффектами, то есть следствиями, результатами, продуктами, выводами, потерями, приобретениями, новостями… описан в статьях:

Петров  Т.Г. Анализ сетей причинно-следственных связей или этиологический анализ (от когнитивистики к геологии)//RG  Added: 2015-09-05 T 14:55:45 UTC   DOI: 10.13140/RG.2.1.3672.4960

Petrov T.G  Analysis of Networks of Cause-and-Effect Relationships or Etiological Analysis. Research Gate DOI: 10.13140/RG.2.2.17653.78568

Петров Т.Г., Чебанов С.В. Этиологический анализ как способ выявления сетей связей при недостатке внешней информации// НТИ 2016, Сер.2. 10, С.1-12. http://elibrary.ru/item.asp?id=27202197

Петров Т.Г , Чебанов С.В. Этиологический анализ как способ выявления неявного знания скрытого смысла текста. Структурная и прикладная лингвистика. Вып.12. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2019 — С.156- 195

Petrov. T.G., Chebanov S.V.  Etiological Analysis as an Approach to the Detection of Association Networks in the Case of a Shortage of External 2016.Information.  Automatic Documentation and Mathematical Linguistics, 2016, Vol. 50, No. 5, pp. 203–214. DOI: 10.3103/S000510551605006X  ISSN 0005-1055, c Allerton Press, Inc., Цитировать:  Petrov, T.G. & Chebanov, S.V. Autom. Doc. Math. Linguist.  (2016) 50: 202. doi:10.3103/S000510551605006X:    DOI: 10.13140/RG.2.2.17653.78568

У знакомящихся с этиологическим анализом, описанным в статьях  иногда возникает замечание, — а именно, — последовательное выявление причин уводит в бесконечность и потому оборачивается безрезультатной потерей времени.  Такой риск есть, им можно и злоупотребить, отвлекая от сути дела и подменяя решение задачи разговорами. Средство удержания анализа в рамках — обрубание ветвящихся связей на цели/целях анализа и жёсткостях законов природы, общества, физиологии, психологии,  межгосударственных соглашений и договоров, моральных запретов. Анализ подобных барьеров возможен тоже, но это требует выхода за пределы существующих условий, и может совершаться при изменении целеполагания — одно дело — изучение жизни людей в доме, другое дело — исследование его архитектуры, истории строительства, прочности, стоимости и прочего.

Но:

На главную

В чем оригинальность языка-метода RHAT

Выращенный малахит — аналог природного

Думать трудно

Как возникал язык и с ним метод RHA    

Кристаллы как форма и способ жизни

Минералогия на информационном языке RHAT

50 лет жизни языка-метода RHA на людях

Вода движется к теплу в закрытых порах горных пород, и это так

Спасибо минералогам за открытие петровита

Вернуться на “Картинки И”

Блог Томаса Георгиевича Петрова