Этиологический анализ

Великий Бэкон сказал “знание ‒ сила“. До этого, пораньше и во многих умах закрепилось покрепче,  “многие знания ‒ многие печали” – так сказал царь Соломон. Ни там, ни там не упомянуто понимание. В то же время, многие знания,  без понимания подлинных, точных, проверяемых, или, по крайней мере (!) , обосновываемых  связей между ними,  могут  оказываться сырьём для печали из-за обмана, принятия лжи, миража, фейка за правду, за картинку, за тень действительного состояния дел. Это и происходит, и чаще, чем казалось бы, должно быть в наш, так далеко ушедший от первобытного состояния,  двадцать первый век…  Знание – сила, лишь при понимании связей между ними. НЕ БОЛЕЕ.

Понимание это процесс установления  смысловых связей между знаниями.

ОНО  приносит удовлетворение, даже когда касается нерадостных вещей, а то и восторг при находке нового вида глубоко запрятанной связи между обыденными, привычными, незаметными “пустяками”, “штучками”,  “мелочами”, “обстоятельствами”, да и заметными: “странностями”, “непонятностями”, “глупостями”, а то и  “неожиданностями”… Попробуйте – вам понравится

Не может не понравиться, ИБО

ПОНИМАНИЕ  ЭТО ГЛАВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СВОЙСТВО

А, в частности,  ЕГЭ – это, скорее,  наоборот – ориентация на полубессвязную память – угадай правильный ответ! Почему-зачем-для чего ОНО. Об этом нужно думать. Где-то, для чего-то, конечно,  полезно.  Учитывайте,  что (цинично  –  но древние греки  – киники  так говорили любую правду) , во всех странах всегда была и вечно будет существовать пирамида   о б р а з о в а н и я   ч е л о в е к а.  В ней сосуществуют “начальное”-“среднее”-“высшее ” и ещё более высокие уровни образования, дающие, соответствующее распределение людей в  обществе, определяющее место и перспективы  развития и индивидов и их сообщества. Не может развиваться общество без интеллектуального и морального роста его членов.

Знаний и способностей понимать накоплено человечеством  неизмеримо! Но, распределены они  чрезвычайно неравномерно. Потому не надо удивляться высоким обещаниям скорого  конца света ‒ в который раз за мою жизнь (!),  и убийству любовника после посещения любовницей гадалки, и шайкам подростков, шатающихся по посёлкам, окраинам городов и избивающих прохожих  до убийств (как в небольшом городке  больше ста лет назад, ‒ почитайте «Кондуит и Швамбранию»  Льва Кассиля) напоминаю еще раз ‒ век  XXI, ‒ видно?  Кстати, – если доберётесь прочесть эту замечательную книжку, заметьте детям, чем закончились художества тех хулиганов,  и еще кстати, – как похоже на историю в Европе в прошлом веке.]

Знания не заменяют понимание в любом их количестве и качестве

Более того, понимание,  созидая новое знание, может  опровергать, отрицать, обнулять псевдознания – донаучные,  прочно закреплённые представления о мире, – и делает это.

Выделяют три стадии понимания утверждения. Первая. Ощущение удовлетворения от понятого без возможности то же объяснить другому. Вторая. Существует возможность правильно, развёрнуто, с ответами на вопросы со стороны, изложить и объяснить суть утверждения. Третья – возможность опровергнуть его. Ещё лучше, – дать новый путь для понимания, вместо опровергнутого.

Кто не успевает понимать происходящее, – отстаёт и остаётся  интересным, разве что,  для истории (лысЕнки разных размеров и цветов).  Понимать текущее. Прошлое нужно для понимания жизни сейчас. ЭТО самое интересное, как постоянно идущая перед тобой пьеса, и ты почти на сцене, – она рядом, и ты дышишь воздухом, общим с актёрами и можешь помочь им – или как? только  осторожно, не торопясь, – ты в курсе сценария ? не навреди им и себе. Так или иначе – ТЫ современник СЕГО ДНЯ.

У знакомящихся с этиологическим анализом иногда возникает замечание, – а именно, – последовательное выявление причин уводит в бесконечность и потому оборачивается безрезультатной потерей времени.  Такой риск есть, ним можно и злоупотребить, отвлекая от сути дела и подменяя решение задачи разговорами. Средство удержания анализа в рамках – обрубание ветвящихся связей на цели/целях анализа и жёсткостях законов природы, общества, физиологии, психологии,  межгосударственных соглашений и договоров, моральных запретов. Анализ подобных барьеров возможен тоже, но это требует выхода за пределы существующих условий, и может совершаться при изменении целеполагания – одно дело – изучение жизни людей в доме, другое дело – исследование его архитектуры, истории строительства, прочности, стоимости и прочего.

Но: