Думать трудно

Это был период острого ощущения неполноценности моего образования, моего умения думать, защищать свое, тогда еще только нарождавшееся.

Это было чистое наслаждение, трудное, но наслаждение – ходом мысли «Учителя» и его учеников Альфа, Бета, Гамма – были и другие. Они разбирали, ну совершенно не нужные мне представления о многогранниках в понятиях соотношений количеств вершин, ребер и граней. Они от простой фигуры дошли до геометрии рамы картины и все говорили и думали, и думали, говоря, и говоря, думали, и снова…и снова….

И это длилось долго и напряженно, а в моей голове с трудом ворочались их доводы,… соображения, …утверждения… и вновь, …и вновь…. опровержения очевидных, с таким трудом обоснованных и, казалось, окончательно понятых и доказанных вещей.

Я отходил от книги с шумом в голове, но получив какое-то физическое удовлетворение. Как часто я им доверял! – чтобы они меня вновь и вновь опрокидывали, – находя отрицание уже совсем очевидному, а оказывалось, что они опять правы!

Ну, ладно. Пройдем дальше.

Ага – тут я вас понял.

А потом был опять поток мыслей, и опять где-то происходил сбой.

Ну, почему ЭТО так!?

Брошу! Больше не могу.

Назавтра рука опять тянется к книге. Ладно, чего они там в мое отсутствие намолотили? А. Вчера я ТУТ застрял. Прочту еще раз. А, ничего, – вроде, ничего…Так. Это как-то прояснилось. …. Здесь – опять не ладно. Ну, еще разок. М е д л е н н о… Смысл слов …Вот. Тут они немного пропустили. Я бы добавил несколько слов, было бы яснее. ДЛЯ КОГО? Для школьника – да, яснее. А мне скоро сорок – пора бы уже научиться понимать и без этого пояснения. [А вдруг уже начался спуск с максимума СО-ображения – (соединения образов!) ведь давно возрастной известный график возраст-мозги для себя не изогнёшь…]  Нет!  Кажется, уложилось. Прочтем еще раз. Да, вроде все в порядке. Дальше страница, ничего… идет.

Здесь самый умный – Альфа – ему учитель никогда не помогает. Бета – чуть послабее. Гамма – мне всегда понятен. Ну, вот и определились, на их уроках я был бы твердым троечником.

Внутри оправдание «Но я же не должен доказывать теоремы!» Да, молодец, – не должен. А думать!

Читай дальше!

И так, наверное, месяц-полтора. Больше. Я ее не дочитал до конца. Напряжение все росло, их соображения становились все труднее… для соображения моего и, наконец, оправдывая себя тем, что «ну никак некогда», я остановился где-то в районе начала третьей четверти текста.

Не дочитал.

Да, не дочитал, но это ощущение особой радости общения с людьми умнее себя, просветления от понимания, сохранилось на десятки лет. Наверное, то общение помогло мне в построении и защите ТОГО, что потом сорок лет, не воспринималось, не понималось и отвергалось.

НО.  БЕЗ  ОПРОВЕРЖЕНИЯ – на ЭТО были не способны…

Наверное, ОНИ НЕ ЧИТАЛИ ЛАКАТОСА

 

А книга – ОНА выглядит вот так.

Начинал я подниматься над учебным фоном вскоре после школы с книги  Д.Пойя  Математика и правдоподобные рассуждения, изданной в 1957 году. И в этой книге на странице 77 есть такое вот вразумление об индукции.

«21. Индукция: приспособление ума, приспособление языка. Индукция имеет результатом приспособление нашего ума к фактам. Когда мы сравниваем наши идеи с наблюдениями, то может иметь место согласие или несогласие. Если имеет место согласие, то мы чувствуем большую уверенность в своих идеях; если имеет место несогласие, то мы видоизменяем свои идеи. После повторных видоизменений наши идеи могут несколько лучше соответствовать фактам. Наши первые идеи о новом предмете почти обязаны быть ошибочными, по крайней мере частично; индуктивный процесс дает нам возможность исправить их, приспособить их к действительности. Наши примеры показывают этот процесс в малом масштабе, но довольно ясно. В  п.1. после двух или трех ошибочных предположений мы в конечном счёте пришли к правильному предположению. Вы можете сказать, что мы пришли к нему случайно. „Однако такие случаи встречаются только людям, которые их заслуживают”, — как однажды сказал Лагранж, когда обсуждалось одно несравненно более великое открытие Ньютона. Приспособление ума может в большей или меньшей степени совладать с приспособлением языка; как бы то ни было, одно идет рука об руку с другим. Прогресс науки отмечается прогрессом терминологии. Когда физики начинали говорить об „электричестве” или врачи об „инфекции”, эти термины были туманными, неясными, путаными. Термины, которыми ученые пользуются сегодня, как например „электрический заряд”, „электрический ток”, „грибковая инфекция”, „вирусная инфекция”, являются несравненно более ясными н более определенными. Но между этими двумя терминологиями лежит огромное количество наблюдений, искусных экспериментов, а также несколько великих открытий. Индукция изменила терминологию, выяснила понятия.»  Тут завязано многое.

Спасибо ИМ!

ТАКИМ учителям надо ставить памятники…

 

Немного о соотношений знаний и понимания. Невозможно в современном обществе прожить без знаний ответов на вопросы: ЧТО  (есть можно-нельвя, такое власть-враг-деньги-друг-квитанция-лекарство-машина-обман-телефон-,..), ГДЕ (берут еду, надо платить за жильё-свет, можно ходить в трусах),  КОГДА (идти на работу, можно отдыхать, нужно поздравить ..). Для этих вопросов не требуется понимания – решения вопросов, нет проблемы выбора.

Большинство проживает без ответов на вопросы: ПОЧЕМУ (еда стала дороже; 31-е место среди 34; одним можно, а другим нельзя; это происходит, а это нет; об этом говорят по телевизору, а об этом нет, …), ЗАЧЕМ-ДЛЯ ЧЕГО существует закон, запрет, исключение, правило,  КАК (правильно вести себя, зарабатывать, добиваться своего…). Большинство живёт в напряжении забот о текущих – насущных делах – им не до размышлений.  За ТАК живущих думают другие, о которых позаботились родители, снабдили их знаниями и умениями думать, которые позволили им  подняться в иерархии социума выше и которые живут за счёт те, которые ниже в той же иерархии.

Зачем нужно много знать? Для чего полезно быть эрудитом? Ведь знаиия, при том, что они сила, сами по себе не дают понимания выхода из трудной ситуации. Что такое понимание? Это связывание знаний. Чем обширнее знания, тем больше выбор для связывания, тем вероятнее, что результат думания будет лучшим в данной ситуации. Чем уже кругозор человека, тем он уязвимее.

Факторов, влияющих на жизнь неопределённо много. При этом у каждого учтённого в данный момент фактора несколько причин-обстоятельств-условий и несколько следствий с разными значимостями-силами связей. Всё это существует, всё время изменяясь в единой причинно-следственную сети. Для осознания сложных ситуаций и был придуман этиологический анализ.Когда хватало времен сил и терпения удавалось решать задачи и технологические и филологические и внутри-корпоративные.

За человека бесплатно никто думать не будет – не хочет сам – будут думать другой-другие, – знающие и незнающие о его-твоём существовании, но в пользу свою. Его прибавочный продукт не пропадёт, – но он не останется в его распоряжении..

Откуда берётся глубокое расслоение на так и так живущих?  Достаточно по аналогии с пирамидой Маслоу построить пирамиду образования, и станут ясны  последствия этого и многого другого.

Возвращаясь к заголовку, вспомнил некоторое оправдание себе и объяснение многим другим своим коллегам фонового свойства поведения человека, встреченное  в статье палеоневролога С.В. Савельева Энергетический подход к эволюции мозга (в ж. Наука и жизнь №11 за 2006г.). На странице 48 находится начало фразы, а на странице 49, снимающий бездну вопросов о следствиях биологичности современного человека на любом его месте жизни, её конец: «Парадокс заключается в том, что в результате эволюции был создан инструмент для реализации самых сложных механизмов поведения, но энергоёмкость такой суперсовершенной нервной системы оказалась очень высокой, поэтому все млекопитающие инстинктивно стараются использовать мозг как можно реже.»
Отсюда и штампы (– из числа самых безумных – “можем повторить” – что (!?) – разорение половины страны до Сталинграда, блокаду Ленинграда, десятки миллионов погибших ?) и традиционные ответы на новые вызовы, и легковесные решения без осознания их последствий и прочая и прочая…

Что взамен использования мозга? Инстинкты. Привычки. Традиции.

Думают,  либо по жизненной необходимости – без удовольствия и/или по потребности и с радостью. (Дети учатся тоже с разными настроями.)  Завести себя на фоново более высокий энергетический уровень мышления можно. И тогда это счастье, особое и надолго.

Что мешает думать? Бытовая проблематика. Влюблённость.  Голод. Дело. Жара. Лень. Нездоровье. Многозадачность. Ожидание и состояние катастрофы. Самоцензура. Сонливость. Спешка. Страх. Холод. Шум.

Это так.

И ещё как фактор при выборе и частая помеха размышлению это  неотменяемый вечный фон всего живого – поиск и борьба за жизненные ресурсы.   А поскольку  все ресурсы под контролем и конечны, а каждый хочет жить лучше и дольше, то  всегда есть и будет опасность забрать твоё, что имеешь: время, здоровье, деньги…