13 МАРТА. Сидел, разбирался. Английские слова перевел, — в конце четыре раза подряд написано слово «конец». Зачем столько? Кое-где «концы» в середине. Несколько «начал» разыскал, перед ними иногда стоит «делать». Что-нибудь почитать надо. Что значит: «делать начало»?
17 МАРТА. Достал тоненькую книжку «АЛГОЛ».
18 МАРТА. Читаю. Вроде понятно. Вот только на стоанице 11 начинается разбор какого-то «языка Бэкуса». Дальше пошло. хуже. Особенно подрезало, что определение этого Бэкуса не всегда можно перевести на нормальный язык, а главное, понять Ладно, займемся практикой.
20 МАРТА. По рецепту Николая составил таблицу чисел для. пробного расчета, почище переписал программу и отнес в вычислительный центр.
23 МАРТА. Получил две пачки прямоугольных карточек. На них дырки. Видел такие штуки в книгах. Хо-хо, не шутите — мы на электронно-вычислительной машине начали работать!
25 МАРТА. Сегодня у меня был первый счет. Как-то странно он прошел. Запустили карточки машину. Она чуть ли не сразу напечатала, что у меня какое-то несоответствие «начал» и «концов» и что трансляция не закончена. И эти две фразы — на листе с газету. Бумага белая, гладкая. Вот живут! Спросил девушку, которая так лихо нажимала на кнопки машины, что это значит? Говорит: не знаю. Вот тебе на! С первого же раза такая трудная ситуация, что даже специалист разобраться не может. Говорит, идите в восьмидесятую комнату. Делать нечего. Пошел я в ту комнату. Прием с десяти по средам и пятницам. Сегодня понедельник. В среду пойду.
27 МАРТА. Приехал на матмех в десять часов. Зашел в эту «восьмидесятую». Маленькая комнатка, стоит шесть столов. Показываю одному из сидящих, что мне машина выдала. — «А где текст?» Достаю. «Да не этот — отпечатанный». — «Пожалуйста». Во рту пересохло. Еще бы. Все молодые, а уже с такими большими машинами и программами дело имеют. Взял он карандаш, посчитал «начала» и «концы» и приписал мне в конец еще один «конец». Потом посмотрел еще и спрашивает: «А зачем вам этот цикл?»
Не знаю, — говорю. Он на меня как-то странно посмотрел и вычеркнул одно «начало» и один «конец». Ну, конечно, не тот, который сам приписал.
Добейте, — говорит. Господи, кого, чего, за что добивать? Вышел. Испарина. Вот тебе и практика… Нет, надо еще почитать.
31 МАРТА. Читал все. Вернее, пытался. Достал еще одну книжку. Узнал, что такое цикл и идентификатор. А вот кого добивать — не ясно. Нужно живое общение. С кем бы поговорить?
2 АПРЕЛЯ. Узнал, что добивать — это перепечатывать карточки. Теперь дело пойдет!
6 АПРЕЛЯ. Установил контакт с геофизиком — он на этой же машине работает. Посмотрел программу и говорит, что у меня не хватает точки с запятой… Да, начав с таких «несоответствий», не кончишь кувыркаться.
10 АПРЕЛЯ. Николай принес программу уже на карточках — ему в каком-то другом вычислительном центре ее пробили, да еще и исправления сделали. Где и кто молчит. Ну, ладно, зато на руках правильная программа.
11 АПРЕЛЯ. Запустили эту новую. Машина чуть подумала, а потом как затарахтит своим АЦПУ (это так печатное устройство называется; там у них все такие Термины—МОЗУ, АЗОСТ). Печатала, печатала. Посмотрел я на текст и обмер: испортил машину! Строчек двадцать вроде «СРВОРПЕЗПП ЕКМЗ & ВТЕ ВТЕХУ СМАРК ФБ СТЕП 1 ДЕ- ЛАИ». в середине человеческая фраза; «Ошибки в колировке программы или сбой в работе читающего устройства». А в конце уже знакомое: «Трансляция не закончена» — то есть она не поняла, что от нее хотят, и считать отказывается. Из-за чего только такое? Особенно это «СМАРК» рельефно выглядит. Показал в своей лаборатории. Все смеялись. Я тоже. Только не так. как все.
Теперь уж консультации не миновать.
13 АПРЕЛЯ. Пришел. Я уж за предыдущие-то разы осмотрелся и более решительно спросил, к кому можно обратиться. Нашелся один довольно скромный мальчик.
Давайте, — говорит, — я могу.
Показал ему свою простыню, он посмотрел и совсем не удивился. Спрашивает:
А где текст?
Да вот, текста нет — он в другом центре остался..
В каком — другом?
Чувствую, что-то надвигается.
Кажется, в ВСНИГРНИИ.
Так у них же другой транслятор!
И ничего сделать нельзя?!
Нет, ничего.
Надежды мои, надежды!.. А я- то думал с. этой программой все быстренько провернуть. Придется опять за свою старую браться. Ну. ничего! Мужайся.
АПРЕЛЯ. «Ошибка в записи оператора». Может бросить все это дело?
25 АПРЕЛЯ. «Ошибка в программе». Ей-богу, брошу.
12 МАЯ. «Неправильное употребление идентификатора в левой части оператора присваиваний». Ну-ну. ни-че-го. Ведь не знает же машина, что на ней пытается считать геолог… А вдруг — знает?
19 МАЯ. Сегодня трансляция прошла. Ура! Первый раз такое у меня. Правда, когда я запустил уже порядком затёртую пачку карточек с числами, машина выдала кучу семерок и шесть раз напечатала число с девятнадцатью нулями. Оказывается, это максимальное число, которое она может записать. Вот находка! Только к чему оно мне? У меня при расчетах больше тройки вообще результатов не было Оператор. увидев мою вытянутую физиономию. спросила, хочу ли я «авост». Я на всякий случай согласился… Девушка нажала штук двадцать кнопок (как только не перепутала, какие нужно!), после чего АЦПУ напечатала длиннющую фразу, смысл которой я решил познать дома. Там речь шла об «индексном выражении» о «массиве X» и о том, что я что-то вычислил заранее (когда?) с использованием неопределенных величин (как это можно?). Утешение было в конце. Там стояло: «Конец задачи». Я ликовал.
15 ИЮНЯ. Прошла! Сосчитала! Сосчитала 50 анализов, на которые у меня с настольной электрической машиной ушел месяц! Сосчитала за 4 минуты! Сопоставил ручной и машинный расчет. Нашел у себя ошибки в восьми результатах. Теперь можно начинать работу всерьез.
17 ИЮНЯ. Был сегодня у невропатолога. Встретил там геофизика.
Поговорили о метках и переключателях…
С разрешения знакомого геолога выписки из книжки сделал Т. Г. ПЕТРОВ
Публикация: Газета Ленинградский университет
Среда 20 января 1971 г.
Полезные статьи:
Блог Томаса Георгиевича Петрова
Как возникал язык и с ним метод RHA
Минералогия на информационном языке RHAT